Без стресса для родителей и весело для ребёнка. Мы собрали проверенные методики, которые помогут подружиться с цифрами. Занимайтесь по 15 минут в день и уже через месяц вы поразитесь результату.
Ступенька 1: чем отличаются цифры от чисел
1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 — это цифры. Цифра является символом, который используется для обозначения чисел. Цифр всего 10.

Чисел в мире бесконечно много. Так много, что ни один самый выдающийся учёный не может назвать последнюю. Стоит лишь добавить ещё единичку, как число тут же становится больше.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 — это цифры.
Чисел в мире бесконечно много.
Первое с чего следует начать обучение числам более десятка — объяснению разницы между цифрами и числами. Как только ребёнок поймёт отличие, результат полетит с космической скоростью. Ребёнок начнёт азартно складывать цифры, изобретая числа.
Рекомендуем попробовать:
- Кубики Зайцева
- Методику Полякова
- Методику Домана

Все они немного похожи. Это кубики с точками или цифрами. Принцип в символическом объяснении чисел и возможность руками «потрогать» цифры. Больше об этих методиках мы писали здесь.
Ступенька 2: первая цифра — десяток, вторая — единица
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,
20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,
30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,
40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59,
60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69,
70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79,
80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,
90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99,
100.
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,
20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,
30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,
40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59,
60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69,
70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79,
80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,
90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99,
100.
Распечатайте эти цифры и начинайте играть в «Цифры затейницы». Попросите ребёнка понять, что общего между рядами, как это цифры выстроились и в чём взаимосвязь.
Совет: сперва скопируйте два ряда, затем три и постепенно покажите всё. Не давайте подсказок раньше времени. Важно, чтобы ребёнок сам сделал это открытие. Тогда дружба с цифрами станет по-настоящему прочной.

Ступенька 3: переходим на практику
Вообще, вся математика для детей от 4 до 7 лет должна опираться на игры и практические пособия. Объяснять цифры в теории бесполезно.
Как только вы прошли первые 2 ступеньки хотя бы частично (полное осознание наступит только к концу начальной школы, и это нормально) — переходите на отработку навыка на практике.

Подойдут любые варианты:
- Цифры на домах,
- Номера автобусов,
- Странички в книги,
- Игрушки,
- Носочки в коробочке.
Ступенька 4: расширение диапазона
Вводим понятие десятков. Частично это открытие ребёнок уже делал во второй ступеньке, но сейчас его надо обосновать.
1 десяток = 10 единиц
2 десятка = 20 единиц
3 десятка = 30 единиц
4 десятка = 40 единиц
5 десятка = 50 единиц
6 десятка = 60 единиц
7 десятка = 70 единиц
8 десятка = 80 единиц
90 десятка = 90 единиц
10 десятков = 100 единиц
2 десятка = 20 единиц
3 десятка = 30 единиц
4 десятка = 40 единиц
5 десятка = 50 единиц
6 десятка = 60 единиц
7 десятка = 70 единиц
8 десятка = 80 единиц
90 десятка = 90 единиц
10 десятков = 100 единиц
Ступенька 5: фокусы сложения и вычитания
Когда цифры и числа хорошо воспринимаются визуально, а счёт до 20 более-менее освоен, можно познакомить ребёнка с основными математическими операциями. Мы называем это «фокусами», потому что здорово наблюдать, как циферки меняются.
Основные математические знаки: + и —
+ Плюс всегда стремится, чтобы вокруг него становилось всё больше и больше чисел. Плюсик обожает дружить.
— Минус напротив любит тишину. минимализм. Чем меньше вокруг цифр, тем плюсик чувствует себя комфортнее.
Хорошо помогают разобраться в знаках счётные палочки, перекладывание небольших игрушек.
Ступенька 6: Уверенный счёт до 100
Когда полусотня освоена, постепенно вводите остальные десятки: 60, 70, 80, 90. Пересчитывайте реальные предметы, зарисовывайте цифры, соотносите их с жизненными ситуациями.
Ступенька 7: Применение на практике

Важно научить ребёнка применять навыки счёта в повседневной жизни: считать ступеньки, машины на дороге, этажи домов. Устраивайте математические квесты во время прогулки.
Покажите, что цифры — это не только «надо», а ещё и «вау». Играйте в математические батлы, устраивайте соревнования, доверьте ребёнку самому совершать покупки в рамках заданной цифры. Например, выделите ему 100 рублей и разрешите купить угощение. Пусть считает, на что ему хватит и сколько сдачи нужно получить.
Бонус-совет
Чем более яркой и многогранной будет ваша математическая игра, тем интереснее будет ребёнку и тем крепче станет дружба с цифрами.
Всё это отличные инструменты для закрепления знаний. Полезны головоломки, раскраски, выкладывание фигур из палочек, мультфильмы, рабочие тетради, раздаточные материалы. Чем больше наглядности, тем лучше ребёнок запомнит информацию.
- Онлайн-платформы
- Дидактические игры
- Наглядные пособия
Всё это отличные инструменты для закрепления знаний. Полезны головоломки, раскраски, выкладывание фигур из палочек, мультфильмы, рабочие тетради, раздаточные материалы. Чем больше наглядности, тем лучше ребёнок запомнит информацию.
Мотивация
Создавайте у ребёнка чувство гордости от достигнутых математических побед. Хвалите даже за самые небольшие достижения, повышайте уверенность в собственных силах. А ещё помните — научиться считать до 100, не есть сама цель. Намного ценнее помочь ребёнку чувствовать себя уверенно с цифрами, дать ему прочные знания и понимание, как этим пользоваться.
Когда начинать
Существует гипотеза, что начинать учить ребёнка считать стоит не раньше 5−6 лет. На самом деле это такой статистики нет. Чем раньше вы начнёте, тем органичнее ребёнок будет воспринимать цифры. Они не станут предметом изучения, они будут частью повседневности, понятным явлением.
Элементарные математические представления важно развивать уже с 3−4 лет. Именно в этом возрасте активно формируются нейронные связи, отвечающие за восприятие чисел, логику, счёт. Поэтому чем раньше ребёнок познакомится с цифрами и количествами, тем прочнее будут эти навыки.
Способность считать до 100 позволяет ребёнку познакомиться с двузначными числами, понять принцип их образования из десятков и единиц. Кроме того, это база для дальнейшего изучения математики — выполнения сложения, вычитания, решения задач в пределах 100. Также понимание состава чисел, сравнение их между собой требует логических рассуждений. А значит, способствует развитию этого важного навыка.