Чтение — не интуитивно понятный процесс. Чтобы освоить этот навык, ребёнку нужно помочь. От выбора методики чтения во многом зависит, как ребёнок в дальнейшем будет относиться к книгам и учёбе в целом.
Единственной правильной методики для всех не существует. Дети разные. Воспринимают они этот мир по-разному. Поэтому и подходы будут разные.
Мы сделали обзор трёх методов обучения: кубики Зайцева, теремки Воскобовича и карточки Домана. В этой статье мы предлагаем разобраться, какой подход будет наиболее эффективным и интересным в вашем случае, как работают методы и как правильно ввести ребёнка в увлекательный мир чтения.
Кубики Зайцева: играем и учимся
Автор методики: Николай Александрович Зайцев. Метод назван по фамилии создателя. Методика считается природосообразной и здоровьесберегающей.
Как выглядит: набор состоит из 61 картонного кубика, нескольких листов с таблицами и аудиодиска. На каждой грани кубика написаны слоги.
Как выглядит: набор состоит из 61 картонного кубика, нескольких листов с таблицами и аудиодиска. На каждой грани кубика написаны слоги.

Как использовать: дети играют с кубиками и одновременно учатся собирать слоги в слова. Дополнительно тренируется моторика, пространственное воображение, внимание, память. Ребёнок учится читать, понимать структуру слов, что способствует лучшему усвоению материала.
Кому рекомендовано: пособие можно использовать с двух лет. Практикуют дома, в детских садах и на занятиях подготовки к школе. Система адаптивна и даёт хорошие результаты не только с норматипичными детьми, а также ребятами, имеющими особые диагнозы: ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.
Из практики: эти пособия также используют для обучения людей, для кого русский язык не является родным.
Результаты: авторы заявляют, что благодаря методике ребёнок научится читать в кратчайшие сроки.
2−3 года — начинают читать через 6−9 месяцев регулярных занятий.
4 года — через 16 занятий.
5 лет — через 5−10 занятий.
6 лет — через 4−6 занятий.
Кому рекомендовано: пособие можно использовать с двух лет. Практикуют дома, в детских садах и на занятиях подготовки к школе. Система адаптивна и даёт хорошие результаты не только с норматипичными детьми, а также ребятами, имеющими особые диагнозы: ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.
Из практики: эти пособия также используют для обучения людей, для кого русский язык не является родным.
Результаты: авторы заявляют, что благодаря методике ребёнок научится читать в кратчайшие сроки.
2−3 года — начинают читать через 6−9 месяцев регулярных занятий.
4 года — через 16 занятий.
5 лет — через 5−10 занятий.
6 лет — через 4−6 занятий.
Автор методики: Вячеслав Вадимович Воскобович, по образованию инженер-физик, а фактически один из первопроходцев в России, создавший лёгкие и эффективные учебные пособия для дошколят.
Как выглядит: комплект для игры включает 12 деревянных «теремков» разного цвета с согласными буквами. «Теремки» похожи на параллелепипеды с буквами и окошками. И 12 картонных вкладышей-сундучков с гласными буквами. Плюс инструкция.
Как выглядит: комплект для игры включает 12 деревянных «теремков» разного цвета с согласными буквами. «Теремки» похожи на параллелепипеды с буквами и окошками. И 12 картонных вкладышей-сундучков с гласными буквами. Плюс инструкция.

Как использовать: построены так, что ребёнок самостоятельно приходит к пониманию букв и слогов, что делает процесс обучения естественным и ненавязчивым.
Кому рекомендовано: метод хорошо подходит для детей 3−7 лет, особенно если они обладают активным воображением и любят конструировать.
Из практики: у Воскобовича также есть пособие под названием «складушка». Там много повторяющихся слогов «па-па», «ра-ма» и других. Учителя говорят, что складушки помогают начать читать ребёнку 5−6 лет за пару месяцев.
Кому рекомендовано: метод хорошо подходит для детей 3−7 лет, особенно если они обладают активным воображением и любят конструировать.
Из практики: у Воскобовича также есть пособие под названием «складушка». Там много повторяющихся слогов «па-па», «ра-ма» и других. Учителя говорят, что складушки помогают начать читать ребёнку 5−6 лет за пару месяцев.

Карточки Домана: визуальное запоминание
Автор методики: Глен Доман, врач-физиолог, адепт методик восстановительных занятий для норматипичных детей, а также для ребят с поражениями нервной системы. Доман основал «Институт Развития Человеческого Потенциала» и разработал множество обучающих пособий.
Глен Доман научно доказал факт, что мозг растёт и развивается только в том случае, когда он работает. И чем разнообразнее у ребёнка с детства занятия, тем выше его потенциал в будущем. Более того, именно Доман определил — порядка 70% клеток головного мозга формируется в возрасте до трёх лет
Как выглядит: комплект карточек в минималистичной манере. На карточке написаны короткие слова, например, «дом», «мама», «несёт» и так далее. Рассматривая карточки, ребёнок запоминает начертания и выстраивает ассоциативные цепочки.
Как использовать: методика Гленна Домана базируется на визуальном запоминании большого количества информации. Карточки с изображениями и словами позволяют ребенку быстро учить новые слова и понятия. Здесь важна регулярность и последовательность обучения.
Как использовать: методика Гленна Домана базируется на визуальном запоминании большого количества информации. Карточки с изображениями и словами позволяют ребенку быстро учить новые слова и понятия. Здесь важна регулярность и последовательность обучения.


Кому рекомендовано: подходит для детей от 4 до 7 лет и особенно эффективна на начальных этапах обучения чтению.
Выбирая методику, важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные предпочтения и склонности. Наблюдайте за тем, какие занятия вызывают наибольший интерес у вашего малыша, и что приносит ему радость. Не менее важным является и ваше личное участие в процессе обучения: регулярные совместные занятия и поддержка значительно ускорят процесс обучения.
Принципы эффективного обучения
- Игровая форма: обучение через игру повышает мотивацию ребенка.
- Постепенность: начните с простых заданий и постепенно усложняйте их.
- Регулярность: короткие ежедневные занятия гораздо эффективнее длительных и редких.
- Визуализация: картинки, карточки и другие наглядные материалы помогают лучше запоминать информацию.
- Личный пример: покажите свою заинтересованность в чтении, и ребенок будет стремиться подражать вам.
Выбор методики обучения чтению — это важный шаг на пути к формированию навыков и любви к чтению у вашего ребенка. Не стоит бояться экспериментировать и сочетать различные подходы, главное — делать акцент на индивидуальности и интересах ребенка. Помните, что каждый маленький читатель уникален, и его путь к миру книг будет таким же неповторимым, как и он сам.