Переход от распознавания букв до плавного чтения — значительный шаг в жизни каждого дошкольника. Этот путь может быть увлекательным и легким, если родители подойдут к процессу обдуманно. В этой статье мы предоставим практические советы, которые помогут вашему ребенку с удовольствием овладеть навыком чтения.
Хвалите за достижения
Позитивное подкрепление играет ключевую роль в обучении. Не забывайте хвалить ребенка за его старания и успехи, даже если это маленькие шаги. Это может быть узнавание новой буквы, правильное произношение сложного слова или просто усидчивость во время занятия.
Важно, не переходите на похвалу просто так, без повода. В этом случае ценность похвалы исчезает, и ребёнок перестанет воспринимать её как инструмент. Об этом хитром психологическом приёме хорошо описано в книге Юлии Гиппенрейтер «Большая книга общения с ребенком».
Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер — советский и российский психолог, специалист по экспериментальной психологии, системной семейной психотерапии, нейролингвистическому программированию. Автор многочисленных публикаций по психологии. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.
Регулярные короткие уроки
Для дошкольников более продуктивными будут частые, но короткие уроки, чем редкие и длительные. Это помогает удерживать внимание ребенка и не перегружает его.
10−15 минут ежедневного обучения дадут лучшие результаты, чем час раз в неделю.
Чтение вслух
Чтение вслух ребенком и взрослым облегчает процесс обучения чтению и способствует развитию языковых навыков, понимания текста и обогащает словарный запас. Читайте вместе с ребенком, подчеркивая интонацию и эмоции, чтобы показать, как слова на бумаге превращаются в живые истории.
Список народных сказок для ребят 2−4 лет
Репка, Курочка Ряба, Колобок, Бычок смоляной бочок, Царевна-лягушка, У солнышка в гостях, Крошечка-хаврошечка, Как собака друга искала, Волк и коза, Бабушка, внучка, да курочка, Три поросенка, Два жадных медвежонка, Коза-дереза, Зимовье зверей, Петушок и курочка, Пузырь, Соломинка и Лапоть, Рукавичка, Петушок — Золотой гребешок, Крылатый, мохнатый да масленый, Лисичка со скалочкой, Лисичка-сестричка и волк, Вершки и корешки, Лиса и тетерев, По щучьему веленью, Заяц-хваста, Лиса и журавль, Гуси-лебеди, Петушок и бобовое зернышко, Три медведя, Маша и медведь, У страха глаза велики, Заюшкина избушка, Теремок.
Репка, Курочка Ряба, Колобок, Бычок смоляной бочок, Царевна-лягушка, У солнышка в гостях, Крошечка-хаврошечка, Как собака друга искала, Волк и коза, Бабушка, внучка, да курочка, Три поросенка, Два жадных медвежонка, Коза-дереза, Зимовье зверей, Петушок и курочка, Пузырь, Соломинка и Лапоть, Рукавичка, Петушок — Золотой гребешок, Крылатый, мохнатый да масленый, Лисичка со скалочкой, Лисичка-сестричка и волк, Вершки и корешки, Лиса и тетерев, По щучьему веленью, Заяц-хваста, Лиса и журавль, Гуси-лебеди, Петушок и бобовое зернышко, Три медведя, Маша и медведь, У страха глаза велики, Заюшкина избушка, Теремок.
Список литературы для ребят 4−6 лет
- Аксаков С. — Аленький цветочек.
- Андерсен Г. Х. — Оле-Лукое, Снежная Королева, Русалочка.
- Анне Кат. — Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.
- Александрова Т. — Домовенок Кузька, Катя в игровом городе.
- Бажов П. — Серебряное копытце.
- Балинт А. — Гном Гномыч и Изюмка.
- Бианки В. — Аришка-трусишка, Где раки зимуют, Глаза и уши, Как муравьишка домой спешил, Лесные домушки, Мышонок Пик, Оранжевое горлышко, Чей носит лучше? и другие рассказы.
- Волков А. — Волшебник Изумрудного города, Урфин Джюс и его деревянные солдаты.
- Губарев В. — Королевство кривых зеркал.
- Гофман Э. — Щелкунчик и мышиный король.
- Ершов П. — Конёк-горбунок.
- Катаев В. — Цветик-полуцветик.
- Крылов И. — Басни.
- Лагерлеф С. — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
- Линдгрен А. — Пеппи Длинный Чулок, Приключения Эмиля из Леннеберги, Мы все из Бюллербю.
- Милн А.А. — Винни Пух и все-все-все.
- Носов Н. — Приключения Незнайки и его друзей, Бенгальские огни, Мишкина каша, На горке, Бобик в гостях у Барбоса, Про репку, Живая шляпа, Карасик, Федина задача, Заплатка, Замазка, Огородники, Фантазеры, Затейники и другие рассказы.
- Остер Г. — Вредные советы, 38 попугаев.
- Пантелеев Л. — Две лягушки, Буква «ты», Фенька.
- Прокофьева С. — Приключения желтого чемоданчика, Клад под старым дубом, Не буду просить прощения.
- Родари Дж. — Приключения Чиполлино, Путешествие Голубой стрелы, Сказки по телефону, Джельсомино в Стране Лжецов, Приключения Тонино-невидимки.
- Токмакова И. — Аля, Кляксич и буква А, Про Алю, Кляксича и Вреднюгу, Маруся еще возвращается, Счастливо, Ивушкин!, И настанет веселое утро.
- Усачев А. — Умная собачка Соня, Знаменитая собачка Соня.
- Успенский Э. — Дядя Федор, пес и кот, Лето в Простоквашино, Зима в Простоквашино.
- Хармс Д. — Стихи для детей, Плих и Плюх.
- Эмден Э. — Дом с волшебными окнами.
- Харрис Дж. Ч. — Сказки Дядюшки Римуса
Обсуждение прочитанного
После чтения задавайте ребенку вопросы о прочитанном, предлагайте пересказать сюжет или выразить свое мнение. Это учит ребенка анализировать информацию и делиться своими мыслями, а также углубляет понимание прочитанного.
Разбор слов по слогам
Для начинающих читателей важно понять, что слово состоит из отдельных частей — слогов. Используйте игры и упражнения для разбора слов на слоги. Например, составляйте из слогов слова или учите ребенка разделять слова на слоги во время чтения.
Игровая форма обучения
Игровые элементы делают обучение более захватывающим. Используйте обучающие игры, такие как соотнесение картинки с соответствующим словом, учимся читать по слогам с помощью игрушек или создавайте вместе с ребенком книжки-самоделки.
Чтение в повседневной жизни
Включайте чтение в повседневные действия. Например, попросите ребенка прочитать название продукта в магазине или найти определенное слово на упаковке. Это показывает ребенку практическую значимость чтения и способствует его естественной интеграции в жизнь.
Раннее обучение чтению — важный этап, который требует терпения и внимания со стороны родителей. Проявляя творческий подход и используя эффективные методики, вы сможете помочь своему ребенку не только научиться читать, но и полюбить этот процесс. Помните, что каждый ребенок индивидуален, и ключ к успеху — в индивидуальном подходе, основанном на игре, похвале и регулярной практике.