Время дошкольного образования — это время, когда дети активно познают мир и готовы учиться новому. Чтение играет ключевую роль в этом процессе, открывая двери к новым знаниям и возможностям. Но какие методики обучения чтению самые эффективные для дошкольников? Давайте рассмотрим и сравним такие подходы, как складовое чтение и слоговое чтение, чтобы понять, как они помогают осваивать этот важный навык.

Разница складов и слогов
Склады и слоги часто путают.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица. В есть одна гласная и одна или больше согласных.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица. В есть одна гласная и одна или больше согласных.
«Ма», «ра», «да» — это слог. Самое сложное, что «взвод» тоже слог. Потому что в нём нет других гласных. Понять это ребёнку 3−5 лет крайне сложно.
Склад — единица более короткая, понятная. В складах все элементы интуитивно узнаваемы.
Склад может состоять из:
- гласной и согласной (ма-ма / ку-ма)
- одиночной гласной (о-а-зис)
- одиночной согласной (ло-ж-ка)
- согласной + ъ или ь (де-нь)
Складовое чтение
Метод складового чтения основан на разбивке слов на отдельные составляющие — склады или фонемы.
Смысл методики: сначала ребёнок узнаёт звуки, затем учится соединять в слова, при этом он опирается на слух.
Плюсы: возможность быстро научить ребенка читать, не углубляясь в тонкости грамматики и орфографии.
Минусы: складовое чтение отвлекает от смысла слова, поскольку фокус внимания всегда направлен на поиск отдельных звуков.
Принципы чтения по складам:
1. Узнавание звуков.
Дети учатся распознавать звуки, которые составляют слово, соединять их вместе и формировать слово.
2. Разбиение на склады.
Дети учатся разбивать слова на отдельные звуковые склады. Для освоения этого навыка используют различные методы: хлопанье в ладоши, кубиков с буквами, карточки. Задача представить как выглядит и звучит каждый звуковой склад.
3. Соединение складов.
После того, как дети научились разбивать слова на склады, они учатся соединять эти склады вместе, чтобы сформировать слово. Для этого используют: кубики, теремки, карточки или простое произношение каждого склада вместе. Об использовании вспомогательных материалов мы писали здесь
4. Постепенное усложнение.
Дети начинают с простых слов с двумя складами и постепенно переходят к более сложным словам с тремя или более складами. Это помогает им развивать навыки чтения и улучшать свою способность распознавать и соединять звуковые склады. Со временем улучшать технику чтения, ускорять скорость чтения.
Смысл методики: сначала ребёнок узнаёт звуки, затем учится соединять в слова, при этом он опирается на слух.
Плюсы: возможность быстро научить ребенка читать, не углубляясь в тонкости грамматики и орфографии.
Минусы: складовое чтение отвлекает от смысла слова, поскольку фокус внимания всегда направлен на поиск отдельных звуков.
Принципы чтения по складам:
1. Узнавание звуков.
Дети учатся распознавать звуки, которые составляют слово, соединять их вместе и формировать слово.
2. Разбиение на склады.
Дети учатся разбивать слова на отдельные звуковые склады. Для освоения этого навыка используют различные методы: хлопанье в ладоши, кубиков с буквами, карточки. Задача представить как выглядит и звучит каждый звуковой склад.
3. Соединение складов.
После того, как дети научились разбивать слова на склады, они учатся соединять эти склады вместе, чтобы сформировать слово. Для этого используют: кубики, теремки, карточки или простое произношение каждого склада вместе. Об использовании вспомогательных материалов мы писали здесь
4. Постепенное усложнение.
Дети начинают с простых слов с двумя складами и постепенно переходят к более сложным словам с тремя или более складами. Это помогает им развивать навыки чтения и улучшать свою способность распознавать и соединять звуковые склады. Со временем улучшать технику чтения, ускорять скорость чтения.
Слоговое чтение
Слоговое чтение чем-то похоже на складовое. Метод подразумевает разбивку слова на слоги и отдельное прочтение каждого фрагмента. Один слог состоит из гласного звука и сопровождающих его согласных звуков. Последовательное чтение нескольких слогов преобразуется в слово, а слова затем в предложения.
Смысл: в отличие от складового метода, слоговое чтение уделяет больше внимания сочетаниям букв и их звукам в контексте слова. Ребёнок учится читать целостными блоками, это способствует лучшему пониманию текста.
Плюсы слогового чтения:
Минусы слогового чтения:
Смысл: в отличие от складового метода, слоговое чтение уделяет больше внимания сочетаниям букв и их звукам в контексте слова. Ребёнок учится читать целостными блоками, это способствует лучшему пониманию текста.
Плюсы слогового чтения:
- Улучшает навык произношения. Разбивая слова на слоги, ребёнок может лучше понять звуковой состав слова и правильно произнести каждый слог.
- Упрощает чтение. Особенно важно для детей 3−4 лет. Разбивая длинные слова на короткие элементы (слоги), ребёнок легче воспринимает прочитанное, осознаёт суть.
- Развивает навык анализа слов, поскольку структура проявлена лучше.
- Помогает запомнить слова. В равной степени это относится и к звуковому и визуальному запоминанию.
Минусы слогового чтения:
- Занимает больше времени, особенно для длинных слов, но только на первом этапе.
- Требуются книги со специальной разметкой. Конечно, родитель может и сам обозначить слоги, но тогда потребуется дополнительная подготовка к занятию. Это не сложно, просто нужно учитывать.
Сравнение методик кратко
Коротко о складах: методика учит распознавать отдельные звуковые склады в словах. Вместо того чтобы запоминать целые слова, дети учатся выявлять и соединять звуки, которые составляют слово. Методика сработает лучше и результат будет быстрее, если использовать вспомогательные материалы, например, кубики.
Коротко о слогах: методика отработана годами и хорошо себя зарекомендовала. Для чтения нужны книжки или пособия с визуальной разметкой.
Коротко о слогах: методика отработана годами и хорошо себя зарекомендовала. Для чтения нужны книжки или пособия с визуальной разметкой.
Выбор методики обучения чтению для дошкольника должен быть основан на индивидуальных особенностях ребенка и его готовности к обучению. Важно поддерживать интерес ребенка и обеспечивать поощрение и поддержку на каждом этапе обучения. Независимо от выбранной методики, ключевым фактором успеха является создание интересного и стимулирующего обучающего окружения, где чтение становится не обязанностью, а увлекательным путешествием в мир слов и их значений.