БЛОГ о развитии и воспитании ребенка
Чтение

Звуковой метод обучения или как использовать звуки, чтобы ребёнку было проще научиться читать

Процесс познания букв и слов, а также понимание того, как звуки соединяются, создавая смысл, и есть обучение чтению. То есть речь не только про то, чтобы ребёнок механически зазубрил буквы, но и понимал их, осознавал смысл слов.
Звуковой метод обучения чтению акцентирует внимание на фонемах — звуковых единицах языка. Метод является одним из ключевых в образовательной практике. Он помогает детям развить навыки фонематического слуха и звукового анализа, а на их основе успешно обучаться чтению. О методе рассказывается в русской классической школе, а родоначальником системы был знаменитый Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.

Что такое звуковой метод и его принципы

Звуковой метод основан на идее, что чтение начинается не с запоминания букв и их названий, а с осознания звуков, которые они обозначают.
Процесс обучения структурирован таким образом, чтобы дети сначала учились слышать и различать звуки в словах, а затем соотносить их с соответствующими буквами и слогами.

Фонематический слух – ключ к чтению

Важным аспектом звукового метода является развитие фонематического слуха — способности ребенка слышать, идентифицировать и манипулировать отдельными звуками в словах.

Развивают играми на различение звуков. Например:

  • Найди лишний звук
  • Какой звук в начале слова

Звуковой анализ и синтез

Звуковой метод включает упражнения по разбору слов на отдельные звуки (анализ) и соединению звуков для создания слов (синтез). Так, ребенок учится разбивать слово «кот» на звуки /к/, /о/, /т/ и соединять их, чтобы прочитать слово.

Визуализация звуков

Эффективность звукового метода

Рекомендуем подключать наглядные пособия: карточки, таблицы, интерактивные доски. Ребёнку будет проще и понятнее. Картинки-подсказки позволяют установить взаимосвязь между услышанным звуком и его символическим представлением (написанным видом). Это способствует лучшему запоминанию.
Звуковой метод доказал свою эффективность на практике. Он особенно полезен для детей с трудностями в обучении чтению, так как позволяет им понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться их различать, синтезировать. Это становится основой для развития более сложных навыков чтения и письма.
Система звукового метода описана Ушинским в конце XIX века. Этот метод позволил разным поколениям детей проще и быстрее научиться читать, развить фонематический анализ и синтез. Пользуясь этим методом, родители и учителя могут помочь детям не только научиться читать, но и полюбить процесс познания через звуки.

Подход выглядит энергозатратным и сперва кажется сложным. Но на самом деле это не так. Система последовательна и логична, и что самое важное становится отличной базой для уверенного понимания русского языка.